Спортсменка из подземки никогда в жизни по-настоящему не работала
[1] [2] [3]“Площадь Революции” — самая “густонаселенная” станция московского метро. Со дня ее открытия здесь “прописано” двадцать “строителей светлого будущего”! На днях одну из статуй, фотография которой была напечатана в газете, “идентифицировали”.
“Площадь Революции” — самая “густонаселенная” станция московского метро. Со дня ее открытия здесь “прописано” двадцать “строителей светлого будущего”! На днях одну из статуй, фотография которой была напечатана в газете, “идентифицировали”. “Да это же моя тетушка, Тамара Курбатова!” — уверен позвонивший по телефону мужчина. Пришлось корреспонденту “МК” проводить “опознание”.
На многочисленных фотографиях, которые разложили передо мной на столе, — манерная дама, запечатленная в весьма вычурных позах. Сходство с бронзовой “Молодой спортсменкой”, украшающей “Площадь Революции”, признаюсь, поначалу виделось не очень явным. Однако “главный козырь”, предъявленный хозяевами, оказался “убойным”: на двух снимках изображена скульптура обнаженной женщины, лицо которой, прическа будто скопированы с той метрополитеновской статуи. А на обратной стороне надпись: “Моск. художественный институт — класс М.Манизера”.
— Тетушка не раз упоминала, что ей еще в 1930-е годы доводилось регулярно бывать в студии знаменитого скульптора в качестве натурщицы, — рассказывает племянник Валентин Курбатов. — Видимо, эскизы, сделанные тогда, были использованы Манизером при создании одной из фигур для станции метро.
— Она была неравнодушна к этому мастеру, — добавляет жена Курбатова, Татьяна Ивановна. — Бывало, идем с ней на Новодевичье кладбище, где похоронен ее муж, так тетя Тамара обязательно делает крюк: “Нет, сначала на могилку Матвея Генриховича заглянем!”
* * *
Тамара Курбатова родилась летом 1906 г. в Пензе, в семье главного городского архитектора. По словам родственников, никогда по-настоящему не работала на госслужбе, предпочитая “вольные хлеба”. Перебравшись в Москву, молодая красотка подрабатывала тапершей: играла на пианино во время показа немых кинофильмов. Несколько лет спустя ее фамилию можно было обнаружить на афишах балетных спектаклей, некоторые из которых до сих пор хранятся в семейном архиве: “Вечер пластического балета при участии балетной труппы под руководством профессора Инны Быстрениной… Состав: артистки Фомина М., Курбатова Т., Яковлева Л. У рояля — свободный художник Е.Д.Чуйкевич”. Впоследствии у Тамары появились и другие творческие занятия: она позировала как натурщица в художественных студиях, участвовала в съемках фильмов — в массовке, в эпизодах…
Году в 1935-м Курбатова вышла замуж. Супругом ее стал Леонид Кольберт-Нежданов — заслуженный большевик (“Нежданов” — его дореволюционная подпольная кличка), фотограф, театральный критик… Среди друзей семьи — старые одесские знакомые Кольберта, ставшие известными советскими литераторами: Валентин Катаев, Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, Илья Ильф…
— Тетушка вот именно что жила тогда “за мужем” — супруг ее кормил-одевал, в рестораны водил регулярно… Во время войны она на полтора года эвакуировалась к родственникам в Ташкент.