“Мир” покинули официальные лица
[1] [2] [3]Глубоководная экспедиция на Байкале вступила в основную — научную фазу
Автор фото: ЯРОСЛАВ РОЩУПКИН
На барже “Метрополия”, где базируются глубоководные аппараты “Мир-1” и “Мир-2”, воцарилась наконец спокойная рабочая обстановка. Разъехались депутаты, чиновники и представители СМИ. На субмаринах начали погружаться ученые.
Репортеры “МК” стали единственными из журналистов, кто проводил гидронавтов с научными степенями в глубины Байкала и разобрал с учеными подводные “трофеи”.
Нашим корреспондентам удалось:
• подержать в руках донные осадки, которым более 5 тыс. лет;
• узнать, какая из рыб пикирует вместе с “Мирами” вертикально до самого дна;
• выяснить, кто “съедает” байкальскую нефть.
Как поджечь лед?
Чрезвычайная ситуация, когда глубоководный аппарат “Мир-2” столкнулся с плавучей платформой и повредил боковой двигатель, на деле обернулась двухчасовым ремонтом.
— Я не почувствовал даже удара, — делится с нами пилот субмарины Евгений Черняев. — Уловил лишь легкий скрежет. Не поддались панике находящиеся на борту чиновники московского правительства. Всем было досадно, что погружение не состоится.
Притирка “Миров” к Байкалу, по мнению исследователей, далась “малой кровью”. Гидронавты помнят, как однажды на глубине при столкновении с подводной скалой треснул основной винт “Мира”. Было дело — глубоководный аппарат сел на “черного курильщика”, и все дно субмарины оплавилось.
Ныне показательные погружения ВИП-персон закончились, ученые приступили к выполнению научной программы, над которой работали специалисты из разных стран.
С заведующим лабораторией химии океана Института океанологии Валерием Пересыпкиным мы готовились к погружению устройства для отбора и хранения проб воды, каменного материала, донных осадков и живых организмов.
Когда “Миры” с учеными на борту, среди которых академик Роберт Нигматулин, уходят под воду, я выясняю, что основными объектами исследований гидронавтов будут подземные грязевые вулканы.
Около их конусов специалисты надеются обнаружить залежи газогидратов — особый вид твердого топлива.
Доктору геологоминералогических наук Валерию Пересыпкину не раз доводилось держать в руках прозрачные кристаллы газогидратов, которые горят синим пламенем.
— На вид они — обычные грязноватые комочки льда, — объясняет ученый. — На самом деле гидрат — это уникальная твердая смесь, в которой молекулы газа “спаяны” в каркас из молекул воды.
Образуется твердое топливо в глубинных осадках морей и океанов. Байкал — единственный пресноводный водоем, где найден этот потенциальный источник энергии.
— Но стоит поднять кристаллы гидратов на поверхность, как они начинают таять на глазах. Необходимые условия их существования — высокое давление и низкая температура. Сохранить их для изучения можно, только поместив в герметичный сосуд с жидким азотом.
Интерес ученых всего мира к загадочному твердому топливу понятен: большая часть земного газа сконцентрирована именно в виде газогидратов. Один его кубический метр содержит сто кубометров метана.